суббота, 17 мая 2008 г.

О смысле высшего образования

Это можно считать продолжением заметки «О пользе высшего образования».


На эти размышления меня натолкнуло выступление Стива Джобса перед выпускниками, а так же выступление Артемия Лебедева в одном ВУЗе. Оба этих человека (Билл Гейтс вроде бы тоже) проучились один курс в институте и поняли, что это им не поможет ничем в дальнейшей жизни и, как теперь мы видим, они оказались совершенно правы.

Я решил провести грубый такой расчет, есть ли какой-то смысл в высшем образовании. Правильнее наверное сказать — есть ли смысл в российском высшем образовании.
Я учусь на специальности «Прикладная информатика (в экономике)», на что я могу рассчитывать после окончания института? Большинство моих знакомых, без опыта работы, получают ну 10-15/мес. Но я буду рассматривать вариант оптимистичный — если взять в расчет мой офигенный опыт в этой сфере и всё такое прочее, думаю реально сходу найти работу в Челябинске на 25 000р./мес. Либо какой-то ИТшник, либо менеджер. Квартира стоит 7000/мес, но допустим выпендриваться не будем и хватит комнаты за 3 тыщи в месяц. Кушать будем исключительно картошку и булочки, рублей на 30 в день (1000 в месяц), а ездить будем на автобусе (откуда деньги на бензин то) - это рублей 500 в месяц, плюс на телефон и мелкие расходы. Остается грубо говоря 20тыс, ну плюс где-то подкалымил/подхалтурил, пускай для круглого счета останется 1000$. Вот если так посмотреть на эту тысячу $, то вроде бы и не плохо, да? Но она получилась при том, что жить надо с кучей соседей, есть одну картошку, а ездить на автобусе...ну и конечно работать с утра до вечера. А если жить в отдельной квартире и ездить на машине до работы, то останется только 500$.

Теперь ситуация номер 2: Я живу в своем городе, в своей квартире, никому за нее платить не надо. Транспорт тут не нужен, да и на машине ездить без проблем на небольшие то расстояния. Получается, что в своем городе, для того чтобы жить, также как в Челябинске на 1000-1200$, мне нужно зарабатывать всего 500-600$. А 500$ в месяц можно заработать даже не выходя из дому, не имея диплома и т.п. То есть грубо говоря, сидя у себя дома в небольшом городке, я буду жить точно так же, как если закончу ВУЗ и буду работать по 8 часов в день в Челябинске. Ну конечно этот вариант не годится, если нет каких-то предпринимательских способностей.

Третья ситуация: В Америке, какой-нибудь дворник/продавец может вполне получать 10$ в час, если поискать (я работал компьютерщиком за 15$, опять же без диплома и тп). В неделю получается 400$, в месяц 2000$. Ну пускай 800$ уйдет на оплату комнаты, транспорта и еды. Остается 1200$...но 1200$ в США и в России — это разные вещи, там цены на потребительские товары в 1.5-2 раза меньше. То есть 1200 в США можно приравнять к 1800-2400$ в России.  То есть в итоге: работая в США дворником по 3-4 часа в день (или просто через день), уровень жизни будет такой же, как работая в Челябинске специалистом с ВО.

Ну и собственно вопрос — в чем же тогда смысл сидеть 4-5 года в институте и платить по 40 000р в год за это? Я не знаю как на других специальностях, но на моей специфика такова, что наверное 80% занимает самообразование. То есть на паре показали, что есть вот такая функция в этой программе и вот ее область применения, а как ей пользоваться ты должен разобраться сам. В итоге первые два курса идут вещи, которые я знал до этого, либо на их изучение требуется пара часов времени с книжкой. На 3 курсе начинаются вещи поумнее, но опять же, сколько можно книжек/самоучителей купить на 40тыс в год? Причем самому это можно изучать в то время, когда сам этого хочешь, плюс сам можешь выбирать, что изучать — нужен бухучет, пожалуйста, начал его изучать, а тем временем допустим теория вероятности не нужна и ты ее не изучаешь, не тратишь на нее время, не думаешь как по ней сдать экзамен. А так получается, что заставляют (а как иначе сдавать экзамены) и нужный бухучет и ненужную теорию вероятности, в результате студент не запоминает ни того, ни другого и когда встанет практическая проблема, то ему все равно придется открывать книжку и заново все это читать.

Вот и получается, что я сейчас учусь в ВУЗе не потому что мне это ваще как необходимо и пригодится, а просто «чтобы было»…

1 комментарий:

Dismember комментирует...

Меня эти же мысли посещают уже на протяжении 2 лет учебы в вузе. Учусь я на факультете компьютерных наук, за все это время уже столько всего прошли и позабыли... Но такова уж черта российского образования, куча теории и полное отсутствие информации о том, как ее применять. Я знаю, что такое поверхностный интеграл 2 рода, а как он мне может пригодиться в моей карьере - никто сказать не может.
В учебном плане у нас математики в 2 раза больше "компьютерных наук". Ладно, если бы что-то полезное давали (те же алгоритмы на дискретной математике), так нет же, куча доказательств теорем, которые я на экзамен даже не учил, просто списал. И они надеются, что мы все это будем знать...
На электротехнике как-то раз записали 11 формул про переходные процессы, но зачем все это? Хвастаться, какой я "ниибацо умный"? Полгода занимались всякой хренью, но тем не менее, я даже на знаю, как поменять розетку (просто потому, что ни разу не менял) :) И таких примеров можно привести еще кучу...
Что мне нравится в американском образовании, так это то, что учат конкретным вещам и их применению на работе. Да, выпускник американского вуза может и не обладает широким кругозором, но даже в России им обладают лишь те, кто хотел учиться и читать книжки. Большинству же надо лишь пива и потрахаться. Так есть ли смысл насильно что-то вдалбливать, когда это никому не нужно?